пятница, 20 апреля 2018 г.

Создание условий для преодоления водобоязни у детей посредством организации занятий по плаванию в ДОО


В современном обществе наблюдаются тенденции ухудшения фона здоровья детей, в связи с чем, актуальной темой становится необходимость укрепления здоровья и физического развития детей, начиная с младенческого и раннего возраста. Очевидно, что ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Плавание как вид физических упражнений способствует поддержанию достаточного уровня двигательной активности ребенка и увеличению функциональных резервов детского организма.
Плавание – единственно возможный вид физических упражнений, рекомендуемый людям, имеющим ограничения для занятий физической культурой на суше (излишний вес, остеохондроз, и т.д.). Умение плавать – жизненно важный прикладной навык.
 Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически – оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.

Не смотря на то, что плавание хорошо развито в нашей стране, огромное количество несчастных случаев происходит на воде из-за неумения плавать, причем большинство утонувших – дети. В связи с этим необходимо уделить особое внимание обучению детей плаванию. Научить плавать не умеющего – равно – подарить жизнь.
Так откуда же возникает ложный страх перед водой? Это может быть из-за неуверенного отношения к воде, незнания самой водной среды, ее свойств. Инструктору, занимающемуся ликвидацией водобоязни у детей, необходим грамотный подход; он должен иметь огромное терпение в работе с такими детьми, понимание. Различные свойства и методы преодоления водобоязни лучше всего воспринимаются на наглядных примерах, постепенно изменяя их отношения к воде, устраняя подозрительность, недоверие, неуверенность.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации (социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности), становление связи ребенка с окружающим миром, с социумом. Происходит приобщение к культуре, к общим ценностям. Дошкольное детство - время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, первоначального становления его личности.  Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
1.                  Забота о сохранении и укреплении здоровья детей.
2.                  Формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни.
3.                  Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.
4.                  Создание условий успешной социальной ситуации развития детей в ДОУ посредством физического развития.
5.                  Обеспечение условий физического и психического благополучия воспитанников.
В части формирования  образовательных отношений наша работа направлена на развитие, как физических качеств, так и развития эмоционально – волевой сферы, морально–нравственных качеств воспитанников, посредством дифференциации физкультурно–оздоровительной работы, что подразумевает организацию профилактики эмоциональных перегрузок, страхов, срывов и гармоничное развитие личности в целом. Одним из проявлений психо–эмоциональной нестабильности дошкольника является страх воды, т. е водобоязнь.
Водобоязнь – это форма страха, когда у ребёнка повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется  в обострённой реакции новичка на неприятные ощущения при попадании воды на лицо и, особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твёрдую опору.
Страх перед водой может появиться по многим причинам: это может быть страх неведомого и невиданного; негативный личный опыт (захлёбывание); неправильное эмоциональное реагирование взрослых на неудачу ребёнка и др.
Сама водобоязнь опасна еще в формировании у ребенка чувства вины, которая может проявляться в понижении самооценки, в снижении или потери самоответственности, социальной значимости (значит я не такой как все, ненавижу себя за это), проявления агрессивности наблюдаются, состоянии постоянной тревоги при приближении к воде. Дети, страдающие водобоязнью, мнительны и легко внушаемы. Многие из них имеют слабую психику, неуверенность в  своих силах. Водобоязнью руководит психологический барьер, мешающий общаться с водой. При обучении нужно учитывать индивидуальные особенности детей пол, возраст, характер.
Прежде чем приступить к ликвидации водобоязни, необходимо выяснить причины возникновения страха, а в виду того, что дети чаще всего не могут ответить на этот вопрос, то беседу желательно провести с родителями данного ребенка, которые смогли бы ответить на поставленные перед ними вопросы, касающиеся непосредственно причины возникновения водобоязни.
Применяемые методы должны соответствовать:
·                    Конкретным педагогическим задачам
·                    Индивидуальным особенностям и возможностям занимающихся (пол, возраст, состояние здоровья, физические способности).
·                    Принципам системы физического воспитания (сознательности, активности, доступности)
·                    Доступным условиям выполнения упражнений с учетом факторов внешней среды и оборудования.
При ликвидации водобоязни необходимо воспитывать у занимающихся самовнушение и самовоспитание, умение мысленно представлять образ предстоящих действий.
Нет таких форм организации, где не использовался бы метод слова (беседы, рассказ, указания, команды, словесные оценки).
Методы слова и демонстрации – информационные методы. При использовании метода слова, особые требования предъявляются к инструктору.  Его речь должна быть ясной, грамотной, четкой, и логичной.
Необходимо отметить, что детям, страдающим водобоязнью, не помочь в преодолении этого чувства в раннем возрасте, то будучи взрослыми, страх перед водой еще более усугубится и потребуется много времени и сил, чтобы его ликвидировать.
Методы устранения страха.
Четких и однозначных способов преодоления страха и водобоязни не существует. Возможно применять  следующие методы: внушение, самовнушение, дыхательные упражнения, релаксация.
Упражнения выполняются в спокойной обстановке, даются ровным тоном, вселяющим уверенность в занимающихся. Большое значение по преодолению водобоязни отводится в период начального обучения плаванию. Необходимо помнить, что ребёнок, имеющий страх воды (наследственно), при пребывании в воде, находится в эгоцентричном состоянии, сосредоточен только на себе, на своем страхе, сомнении, теряет реальное осознание действительности, не слышит слов инструктора, обращенных к нему.
При начальном обучении, немаловажное значение имеют подводящие упражнения, используемые для обеспечения усвоения двигательного действия. Отрабатываемые до автоматизма упражнения на «суше», легче усваиваются в водной среде.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Через использование специальных игр с водой и на воде и упражнений,  решаются следующие задачи, направленные на преодоление водобоязни.
Основные задачи игр, применяемых на занятиях плавания на воде.
1.Преодолевать страх перед водой, необычными ощущениями, которые вызывает у детей эта среда.
2.Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.
3.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.
4.Воспитывать у детей  необходимые морально-волевые и физические качества.
5.Прививать детям организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Некоторые примеры игр для преодоления водобоязни:
«Бегом за мячом», «Переправа», «Оса», «Мячики».
Обучение детей подвижным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения. Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.
Преодоление водобоязни с применением  упражнений. 
Чаще всего  нет возможности комплектовать отдельные группы и находясь на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует хорошей подготовки к организации и проведению занятий. Особое внимание нужно  уделить  проведению первых занятий, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большее психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю. Для увеличения динамичности и плотности занятия необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций. На  каждом занятии надо изучать не более одного – двух упражнений.
Упражнение №1 «Волшебный ручеек».
Упражнение 1.1. Встать под душ, под струйку лейки, подставить затылок под воду. Выполнить 1-2 раза.  Упражнение 1.2. Встать под струю воды под лейку, подставить макушку головы под воду. При  попадании  воды на лицо не отводить голову в сторону, не вытирать лицо руками, в случае попадания воды в глаза часто моргать. Упражнение 1.3. Встать под струю воды, сделать вдох через рот, задержать дыхание, подставить лицо под воду. Отодвинуть лицо от струи воды, сделать выдох. Выдох делать через нос. Результат: вдох через рот, лицо под душем в воде, вход в плавании делается через рот, а выдох через рот и нос.
Упражнение №2 «Страус смельчак».
Упражнение 2.1. Умыть лицо, забирая воду ладонями. Сделать вдох через рот, опустить лицо в воду в ладонях, задержать дыхание. Поднять лицо, можно дышать. Не вытирать лицо руками! Лицо должно привыкнуть к «мокрой» воде. Часто поморгать, сбросив воду с ресниц. Результат: лицо в воде, это прекрасно!
Упражнение №3 «В поисках Немо».
Упражнение 3.1. Выполнить то же, что и упражнение 2.1. Добавить – после того, как опустили лицо в воду в ладонях, открыть глаза и поморгать под водой. Упражнение 3.2. Тоже с пластиковым тазиком. Упражнение 3.3. То же, набросав мелкие игрушки по дну бассейна. Результат: вижу под водой.
Упражнение №4 «Пузыри».
Выполнить то же упражнение, что и 2.1. Добавить – после того, как опустили лицо в воду в ладонях, сделать выдох через рот в воду.
В бассейне (ванне) «Пузыри». После выполнения упражнения не вытирать лицо руками, но часто моргать, сбросив воду с ресниц, дополнительно потрясти головой из стороны в сторону – вода наверняка скатится с лица и глаз. Результат: выдох в воду через рот и нос.
Упражнение №5. «Лодочки».
В полусидящем положении, опустить туловище под воду. Лицо обращено вверх. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на вдохе. Медленно, осторожно ослабляя упор руками, спуститься в воду еще ниже положения – уши в воде. При этом нижняя половина тела находится в упоре о дно, а верхняя (грудная клетка) не должна  касаться лопатками дна. Результат: лежу на спине, уши в воде.
Упражнение №6. «Рыбка слышит хорошо».
Упражнение 6.1. Выполнить то же, что и упражнение 5.1. Добавить – после того, как вы спокойно полежите, дома 5-7 секунд, слушайте под водой:
Как громко я «внутри себя» слышу шумный вдох и выдох. Задержите дыхание на вдохе, слушайте как ровно и громко бьется ваше сердце. Получите удовольствие от звуков под водой: это ваше ровное и спокойное дыхание «хотя вам слышится чрезмерно громкое дыхание».
Работает молот – это ваше сердце молот, бьется ровно и ритмично. Это естественные здоровые звуки вашего организма и они вам хорошо знакомы. Это различные ворчания и урчания, вы уже слышали давным-давно, находясь в утробе матери. Они вас успокаивают. Повтор3-4 раза по 1-2 минуте. Результат: слышу под водой.
Упражнение №7. «Подводная лодка».
Упражнение 7.1. выполнить то же, что и упражнение 5.1. Добавить – после того, как вы спокойно полежите 5-7 секунд в положении на спине: слушайте свое дыхание; сделайте вдох, надуйтесь, как воздушный шар, задержите дыхание на вдохе, считайте до 10; ничего не заметили! Вверх движутся локти, т.е. движетесь и вы, во время вдоха, вниз – во время выдоха.  Итак: вдох – вверх, выдох – вниз. Результат: Вдох – я над водой. Выдох – я под водой. Запомните, на вдохе тело всплывает, приобретает положительную плавучесть, а на выдохе погружается – теряется, ослабевая, поддерживающая гидростатическая сила.
Упражнение №8. «Кораблик».
Упражнение 8.1. выполнить то же, что и упражнение 5.1., но после усвоения упражнения 7.1. Добавить – после выполнения максимального вдоха, задержать дыхание, лежать 5-10 секунд, на задержанном вдохе. Запомните ваш опыт: на задержанном вдохе я лежу под водой, и ладони упираются о дно бассейна. Результат: устойчиво лежу в воде.
Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей. На занятии ребёнок, во время игры, принимает на себя роль сказочного героя или персонажа и переживает какую – либо ситуацию. Эта «маска» помогает ему преодолеть барьер своих страхов, в частности воды. При этом его поведение корректируется мягко и без потрясений. А эмоционально окрашенное занятие мотивирует на интерес к занятиям по плаванию.
Релаксация, как элемент психогимнастики,  также занимает важное место в проведении занятия по плаванию.
Релаксация - упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим навыка: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением; напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; сочетать упражнения мышечной и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, я уверен в себе).
Можно применить такие релаксационные упражнения как: «стряхни водичку с рук, ног»; «мы под солнышком лежим»; «настроение моря», «морские фигуры».
В занятие одну из ведущих ролей занимают  дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на все системы организма. Успокаивающее дыхание может погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, снимает агрессию и волнение.
В своих занятиях  применяю такие упражнения как: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Кипящий чайник» и др.
Малышам 2-3 лет достаточно купания с надувными игрушками под присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе. Тренеры детских секций по плаванию не советуют родителям учить ребенка плавать до 4-5 лет, особенно если вы точно не знаете, как это надо делать. Слишком рано в этом возрасте знакомить детей даже с простыми видами плавания (кролю на спине или кролю на груди), не надо учить согласованию дыхания с движениями рук или ног и т.д. Польза для здоровья будет одинаковой как от обычного купания, так и от плавания «по всем правилам». Маленьким детям вполне хватит простого контакта с водой с использованием поддерживающих средств (надувные и пенопластовые игрушки, поддерживающие нарукавники, жилеты и воротники).
Малышам полезно просто играть в воде, бегать по дну, подпрыгивать на месте, получая пользу и удовольствие от водных процедур. Даже если у ребенка имеется определённый талант к плаванию – не спешите учить его плавать «как следует» - он, вряд ли будет этому рад. Часто именно такое раннее стремление родителей, во что бы то ни стало научить детей плавать приводит к стрессам детей и вышеупомянутой водобоязни (которая по статистике наблюдается у 1 ребенка из 15-20). Чрезмерное усердие родителей в этом вопросе приводит к тому, что подобные уроки плавания полностью отвращают ребёнка от этого занятия. Впоследствии таких детей очень трудно научить плавать, и даже опытный тренер не поможет им заново полюбить воду. Да и стоит ли так рисковать чувствами своих детей?
В возрасте 4-5 лет уже можно научить ребенка лежать на воде (на спине), познакомить его с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается под воду, что при горизонтальном положении тела человек лучше держится на воде, а в вертикальном - хуже и т.д.). А вот если дети уже в этом возрасте проявляют активный интерес и способности к обучению плаванию, их стоит обучать самым простым элементам плавания, но показывать ребёнку какие-то определённые стили плавания, всё же не стоит. Знакомство с техникой плавания лучше доверить тренеру-преподавателю, особенно если вы хотите отдать малыша в секцию спортивного плавания.
Итак, ваш сын или дочь достигли 6-7 лет? Это самый благоприятный возраст для обучения плаванию. Теперь он уже в состоянии понимать, что от него хочет преподаватель, ведь без этого невозможно добиться нужного результата. У ребенка должно возникнуть так называемое "чувство воды", формирование которого обеспечивается специальными рецепторами кожи мышц, и в возрасте 6-7 лет ребенок уже может адекватно реагировать на сигналы, посылаемые этими рецепторами в центральной нервной системе.
Дети помладше тоже, конечно, чувствуют давление воды на тело, ее движение и сопротивление, но не могут сопоставить эти ощущения с тем, что надо делать для улучшения своей плавучести. Поэтому, желая обучить ребёнка основам профессионального плавания, лучше поручить его заботам тренера по плаванию. Например «сухое» упражнение «Мельница» (выполнить круги прямыми руками сначала вперед, затем назад с постепенным ускорением) подготавливает маленьких пловцов к такому стилю плавания, как брасс и т.д.
К числу упражнений для освоения с водой относят простейшие движения руками, ногами и передвижения по дну, погружения в воду, упражнения для дыхания, всплывания и лежания на воде, скольжения. И только после того, как дети будут уверенно выполнять такие упражнения по отдельности, приступают к выполнению движений в полной координации.
Если же вы вовсе не планируете отдавать сына или дочь в спортивную секцию, то лучшим результатом «домашних» уроков плавания можно считать умение ребёнка легко держаться и передвигаться в воде (пусть даже неизвестным науке стилем плавания), безбоязненно нырять, правильно распределяя дыхание и, главное, получать большое удовольствие от самого процесса.
Ведь плавание укрепляет организм, помогает ребенку лучше адаптироваться к различным состояниям окружающей среды, способствует развитию органов дыхания, исправляет недостатки осанки. Правда, такую пользу плавание принесёт, только если подойти к обучению детей грамотно, помочь преодолеть водобоязнь и привить желание всю последующую жизнь использовать плавание, как наилучший способ отдыха, развлечения и здоровой физической нагрузки.
Советы родителям:
ü Не стоит заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится воды, не заставляйте его силой войти в воду, «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка. Никогда не кричите на ребенка. Все что угодно, можно объяснить спокойно!
ü Не относитесь к страхам детей, как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за неудачу.
ü Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.
ü  Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу.
ü  Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий