Дорожные и городские игры, детям 2–4 лет
Догоните меня
Несколько детей бегут за взрослым
вначале в прямом направлении, затем меняя его, обегая дерево, скамейку, вбегая
на горку и сбегая с нее. Взрослый должен обязательно учитывать индивидуальные
особенности и возможности детей и в
соответствии с этим менять продолжительность бега (от 10-15 до 20-25 сек.) и его интенсивность (в быстром или среднем темпе). Временами надо давать
малышам догнать себя, поддерживая у них интерес к игре и создавая этим
одновременно моменты отдыха.
Найди свой дом
Несколько детей сидят на одной стороне площадки. На противоположной
стороне (расстояние 6-10 м) стоят стулья по числу играющих.
По сигналу взрослого малыши бегут на другую сторону, стараясь быстрее сесть на
стул. Выигрывает тот, кто сделает это первым. Детей надо подбирать примерно равных по силам,
быстроте бега. Сильным расстояние для бега предлагать больше. Детям послабее
дистанцию сократить. Обращать внимание на быстроту реакции, напоминать, что
бежать надо сразу же, как только будет дан сигнал. Он может быть
словесный «Беги!», звуковой (удар в бубен,
хлопок в ладоши, зрительный (взмах флажком).
Вариант: добежать до стула,
поднять вверх флажок или кубик; позвонить в погремушку.
Звоночек
Дети стоят полукругом, взрослый перед ними, за спиной у него звоночек (бубен, барабан, погремушка). Он показывает его детям и
быстро прячет. Спрашивает, что они видели, затем перебегает на другую сторону, говоря: «Я бегу,
бегу, бегу, и в звоночек я звоню». Кладет звоночек сзади, широко разводит руки в стороны и говорит: «Все сюда скорей бегут и звоночек мой найдут». Дети
бегут. Кто первый нашел, звонит и отдает воспитателю. Игра повторяется.
Быстро возьми - быстро положи
На одной стороне площадки стоят 3-4 стула, на каждом по 2-3 погремушки или
небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5-6 м стоят 3-4 ящика или
корзины. 3-4 детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и
положить в ящик.
На площадке разложить шишки (мешочки с песком).
Дети расходятся врассыпную, не задевая предметы и друг друга. На сигнал «Бери!» стараются быстро поднять предметы.
Отмечается, кто собрал больше.
Быстро возьми
На площадке по кругу разложены кубики. Дети идут, затем бегут вокруг
кубиков. Их может быть на 1-2 меньше, чем детей. На
сигнал «Бери!» быстро останавливаются у любого ближайшего
кубика и поднимают его вверх.
Ножки, ножки
Дети бегут друг за другом под слова взрослого «Ножки, ножки бежали по дорожке. Топ-топ-топ-топ! Прыг!» На
последнее слово прыжком быстро поворачиваются в другую сторону.
Чей дом?
Дети с помощью взрослого выбирают для себя домики (скамейку, бревно, начерченные на земле кружки) и
находятся в них. В одном домике может быть 2-3 детей.
По сигналу взрослого выбегают из домиков на середину площадки, изображая ловлю
бабочек (хлопают в ладоши перед собой и между ног, зайчиков (подпрыгивают на
2-х ногах, самолеты (бегают с поднятыми в стороны
прямыми руками). По сигналу "Чей дом?!" быстро разбегаются
по местам, занимая домики.
Подвижные игры и
упражнения
с бегом
Дорожки
На земле проводят
разные по форме линии - это дорожки. Играющие бегают по ним друг за другом,
делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно,
точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди
бегущего.
Варианты траекторий для игры в дорожки
Игру можно проводить с
любым количеством участников. Длина дорожки может быть произвольной, но не
менее 3 м. Эту игру можно провести на соревнование. Нарисовать несколько
одинаковых по форме линий, в конце каждой положить цветные флажки. Тот, кто
первый из играющих добежит до флажка, быстро должен поднять его над головой.
Змейка
Участники берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних, в цепи
играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает
разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты,
перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг
крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается
вокруг ведущего.
Правила игры
1. Играющие должны
крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
2. Точно повторять
движения ведущего.
3. Ведущему не
разрешается бегать быстро.
Указания к проведению
Играть в «Змейку» можно в любое время
года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем
веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо придумывать интересные
ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный
участник и стоящий рядом с ним останавливаются, поднимают руки, и ведущий
проводит змейку в ворота.
Или: по сигналу ведущего
участники разбегаются, затем восстанавливают змейку.
Самолёты
На площадке флажками отмечают несколько аэродромов. Играющие распределяются
по аэродромам, они изображают лётчиков. По сигналу: - К полёту
готовься! - дети заправляют самолёты (наклоняются, заводят мотор (кружат руками
перед грудью, расправляют крылья (поднимают руки в стороны) и
летят (разбегаются в разные стороны). - На посадку, - лётчики
ведут самолёты и приземляются на свой аэродром.
Трамвай
Дети встают в шеренгу,
одной рукой они держатся за шнур, он помогает сохранять дистанцию между детьми.
На конце шнура привязан колокольчик. Последний - кондуктор, даёт сигнал колокольчиком
и трамвай трогается. По указанию взрослого трамвай то ускоряет, то замедляет
ход.
Птички
Дети сидят по 5-6
человек в своём гнёздышке. Скамейка, большой обруч, круг нарисованный на земле.
- Полетели, - птички вылетают из гнёзд за кормом, наклоняются, собирают
червячков. - Домой, - птички возвращаются в своё гнездо.
Дети сидят на стульях вдоль стен комнаты. Это автомобили, которые стоят в
гараже. Каждый играющий держит в руках флажок, кольцо или картонный диск синего, жёлтого или красного цвета. У взрослого
в руках три флажка соответствующих цветов. Воспитатель поднимает один, два или
три флажка. Флажок поднят, автомобили этого цвета выезжают из гаражей (дети бегают по площадке). Флажок опущен, автомобили
этого цвета возвращаются в гараж (дети садятся на стульчики).
Карусель
Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и,
держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и
бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами
прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.
«Встречные перебежки»
Группа детей делится пополам. Играющие
становятся, на противоположенных сторонах площадки, за линией, в шеренгу, не
менее одного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки одного цвета – розовые и
желтые. По сигналу взрослого, дети с розовыми ленточками бегут на другую
сторону площадки. Стоящие напротив дети, протягивают вперед ладошки и ждут,
когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на
противоположенную сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и
поднимает руку вверх. Игра продолжается.
Подвижные игры и
упражнения
с прыжками
Поймай комара
Дети встают вокруг воспитателя на расстоянии вытянутых рук. В руках у
взрослого палочка (длина 1-1,5 м) с привязанным
на шнуре комаром из бумаги или материи. Взрослый кружит шнур (комара) немного выше голов ребят. Когда комар
пролетает над головой, дети стараются подпрыгнуть и поймать комара.
Мой весёлый звонкий мяч
Воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать
его рукой о землю. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики: - Мой весёлый. звонкий мяч, Ты куда пустился
вскачь? Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой. - Сейчас догоню, - дети
перестают прыгать и убегают от воспитателя, который ловит детей.
Подпрыгни до ладошки
Воспитатель подзывает
к себе то одного, то другого ребёнка и предлагает ему подпрыгнуть повыше, так
чтобы головой он достал до ладони воспитателя. Руку воспитатель держит на
небольшом расстоянии от головы ребёнка.
Подвижные игры и упражнения
малой подвижности
Пойдём гулять
Дети сидят на стульях,
расставленных по краям площадки. Взрослый подходит к одному ребёнку и зовёт его
с собой гулять. - Идём гулять, - ребёнок встаёт и идёт за взрослым. Подходит к
следующему ребёнку и зовёт его гулять, он становится следом за первым. Взрослый
собирает змейку из 6-8 детей обходит с
ними один-два раза площадку. - Домой, домой, - после этих слов дети идут и
садятся на свои места. Игра продолжается.
Прокати мяч с горки
Дети играют по двое. Они скатывают мяч по наклонной доске или горке. Один
катит мяч сверху, другой ловит снизу. Затем они меняются местами.
Змейка
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!
Взрослый предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг
другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются
вперёд. Перед детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т. д., которые
змейка должна обогнуть, не опрокинув.
Пальчиковые игры по теме: «Город и транспорт»
Дом
На поляне дом стоит, («Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы
левой и правой рук соприкасаются друг с другом).
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх «ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем. ( Делаем «Дом»)
Ну а к дому путь закрыт. (Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх «ворота»).
Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются параллельно друг другу)
В этот домик приглашаем. ( Делаем «Дом»)
Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай
–
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим пальцем).
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим пальцем).
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять - (Сжимают и разжимают пальчики)
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед, (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки,
начиная с мизинца левой руки)
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Строим
дом
Туки-туки молотком, (Стучат
кулаками один по другому)
Строю, строю новый дом. (Ладони
располагаются под углом)
Будет он большой, как ель,
Будут окна, будет дверь. (Делают из
пальцев «окно» и «дверь»)
Всех в него я поселю: (Хлопают в
ладоши)
Мышку, зайчика, лису.
Мальчик строит дом
Мальчик строит дом. (Постукивают
кулачками один о другой)
Он увлечен своим трудом:
Из камня мальчик строит дом («Домик»
- соединить подушечки пальцев под углом)
Сердитый ветер налетел, (Покачивают
руками над головой)
Шел град, но дом остался цел. (Стучат
пальцами одной руки по ладони другой)
Лил дождь, был гром –
Не рухнул дом! (Делаем «домик»)
Стул
Ножки, сиденье и спинка –
Стульчик для нашей Иринки. (Левую
ладонь держать вертикально, к ней приставить правую руку, сжатую в кулак)
Стол
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки. (Правую
руку сжать в кулачок, сверху положить выпрямленную ладонь левой руки)
Кровать
Мы поставили кровать, (Соединяют
ладони перед грудью, опустив вниз большие пальцы и мизинцы)
Чтобы мягко было спать. (Подносят
сложенные вместе ладошки к щеке)
Диван
В комнате стоит диван,
А на нем сидит Иван. (К ребру
выпрямленной ладони приставить под прямым углом ребро второй выпрямленной
ладони)
Мебель
На эту кушетку, (Поочередно
загибают пальцы рук)
На эту тахту,
На эту кровать
Или даже на ту,
На этот диван
Или даже на тот,
Где целыми днями (Сжимают и
разжимают пальцы)
Валяется кот,
Ложитесь и спите, (Ладони кладут
под щеку)
Пожалуйста, сами!
Шкаф
Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (Сжимают
и разжимают пальцы)
В нем – костюмы, платья, шубы. (Поочередно
загибают пальцы)
В нем - еноты, лисы, волки.
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно, (Закрывают
глаза руками)
Как в лесу или в кино. (Открывают
глаза).
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре – (Загибают
пальцы, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире. (Сжимают и
разжимают пальцы)
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают
пальцы, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидим за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно
хлопают и стучат кулачками)
Много мебели в квартире.
Наша
квартира
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый, (Поочередно
загибают по одному пальцу)
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий