вторник, 14 июля 2020 г.

Лесные и зоологические игры, детям 4–5 лет


Лесные и зоологические игры, детям 4–5 лет






Подвижные игры

«Кот и мыши»
Ход игры: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - взрослый. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу и говорят слова:  «Котик мышек не нашел и поспать к себе пошел. Только котик засыпает, все мышата выбегают!» Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает. Правила: Взрослый следит за тем, чтобы все дети выбегали из норок. Взрослый может использовать в игре – кошку – игрушку. Варианты: Мышки перепрыгивают через ручеек, преодолевают препятствия, идут по мостику.

«Птички и кошка»
Ход игры: На земле чертится круг (диаметр – 7 м.) или кладется шнур, концы которого связаны. Взрослый выбирает одного играющего, который становится в центре круга. Это – кошка. Остальные дети – птички, находятся за кругом. Кошка спит. Птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички спешат вылететь из круга, тот, кого коснулась кошка в то время, когда он находился в кругу, считается пойманным, идет на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 птичек, воспитатель выбирает новую кошку. Пойманные ранее птички присоединяются к играющим. Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может только касаться птичек, но не хватать их. Варианты: Птички влетают на гимнастическую стенку; вводится вторая кошка, кошка подлезает под воротики, дугу.

«Наседка и цыплята»
Ход игры: Дети изображают цыплят, а взрослый – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко- ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Взрослый говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой. Правила: По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку. По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой Варианты: Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.

«Поймай комара»
Ход игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Взрослый находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Взрослый обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем взрослый снова обводит прутом круг. Правила: Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах. Ловить комара нужно не сходя с места. Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.

«Мыши в кладовой»
Ход игры: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – взрослый. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется. Правила: Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка

«Воробышки и автомобиль»
Ход игры: Границы площадки отмечаются флажками. На одном конце площадки на скамейках воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля – гараж. «Воробушки вылетают из гнезда!» - говорит взрослый, и дети начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны. Появляется автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Правила: Нельзя убегать за границы площадки Вылетать из гнезда только по сигналу воспитателя. Возвращаться в гнезда при появлении автомобиля. Варианты: Детям, изображающим в игре автомобили, дать в руки руль или флажки. Воробушки могут помещаться в гнездышках - кружочках, начерченных на земле. Воробушки могут стоять на скамеечках и спрыгивать с них.

«Угадай, кто кричит?»
Ход игры: Дети стоят полукругом, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Взрослый называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Взрослый предлагает одному из детей отгадать, кто кричит «Вот какой красивый дом. Кто же в домике живет? Тук-тук, кто же в домике живет?»  Правила: Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет взрослый.

«Поезд»
 Ход игры: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Взрослый дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит взрослый. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Взрослый вновь дает гудок, движения поезда возобновляется. Правила: Двигаться можно только после гудка, т.е. по сигналу воспитателя. Варианты: Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.

«Самолеты»
Ход игры: Ведущий разделяет детей на две команды: одни - самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром). «Самолетики летят И на землю не хотят. В небе весело несутся, Но друг с другом не столкнуться». Дети – самолетики летают за пределами круга. Ведущий говорит: «Вот летит большая туча Стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг!»  Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали – тот становится тучей Правила: Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.

«Птички и птенчики»
Ход игры: Дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы есть птичка – мать. По слову взрослого «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома, помахивая руками – крыльями. Птички – матери улетают подальше, за кормом. По слову взрослого «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками. Правила: Птички и птенчики вылетают по слову взрослого «Полетели!». Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери. Птички – матери возвращаются домой по слову взрослого «Домой!». Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами.

«Троллейбус»
Ход игры: Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Взрослый в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый). Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается). Добежав до взослого – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый. Правила: Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается. Варианты: Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.

«Попади в круг»
Ход игры:  Дети строятся в колонну по одному. У первого мешочек с песком он должен бросить его в круг. Взять мешочек и отдать следующему игроку и уйти в конец своей колонны. Правила: Соблюдать поочередность в действиях. Отходить в конец колонны. Варианты: В игре можно использовать обручи, корзины, и т.п. Бросать можно шишки, маленькие мячики.

«Лохматый пес»
Ход игры: Один из детей изображает пса; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему со словами: «Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет». Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.

«С кочки на кочку»
Ход игры: Дети стоят на одной стороне зала (площадки). На полу раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону. Правила: Переход на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо перешагивать, то можно предложить перебираться прыжками Варианты: Можно использовать дощечки, плоские круги (диаметром 35-40см)

«Кролики»
Ход игры: На одной стороне зала лежат обручи большего диаметра – это клетки для кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Между ним натянута веревка. Дети - кролики сидят небольшой группкой в домиках (по 3-4 человека в каждом обруче). По сигналу взрослого дети – кролики выходят из клеток, подлезают под веревкой и идут на луг. Там бегают, прыгают, играют. По сигналу «Бегите в клетки!», кролики спешат домой пролезая под веревкой. Правила: Кролики сидят в клетках, пока сторож их не выпустит. Действовать по сигналу. Варианты: Вместо веревки можно использовать дуги разной высоты. В игре можно использовать морковки из картона.

«По ровненькой дорожке»
Ход игры: Дети сидят, взрослый предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Взрослый  говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем». Правила: Движения должны соответствовать тексту. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы». Убегать домой только после слов «там мы живем».

«Зайка»
Ход игры: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу взрослого «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает взрослый, становится в середину. Дети с взрослым произносят стихи и выполняют движения под текст: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети сидят на корточках в кругу, Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте. Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал!»– взрослый хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам Правила: Дети убегают только после слов « И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!» Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев

«Волк-волчок»
Ход игры: Выбирается водящий. Он стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят слова: «Волк-волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». На слова «Волк, бегите в домики!» дети убегают в домики. Правила: Действовать по сигналу. При беге не наталкиваться друг на друга.

Пальчиковые игры
«Птички»
Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Крыльями махали
Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок).
И дальше полетели. (Повторяют первое движение).

«Десять птичек стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).

«Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать
Малышам жуков искать. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы. (Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо». Шевеление пальцев правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде).

«Кукушечка»
Ку-ку, ку-ку, кукушечка! (Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.)
Лети скорей в лесок. (Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями).
Ку-ку, ку-ку, кукушечка! (Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза.)
Подай свой голосок. (Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.)

«Дятел»
Дятел-дятел (помахивать кистями рук, как крыльями).
Сел на сук.
Тук-тук-тук (одновременно стучать большими пальцами обеих рук по столу,
Тук-тук-тук (одновременно стучать указательными пальцами обеих рук по столу,
Тук-тук-тук (одновременно стучать средними пальцами обеих рук по столу,
Тук-тук-тук (одновременно стучать безымянными пальцами обеих рук по столу,
Тук-тук-тук -(одновременно стучать мизинцами обеих рук по столу.)
Долбит сук.

«Гуси»
Гуси-гуси, га-га-га (пальцы рук щепоткой то раскрываем, то опять вместе)
Есть хотите, да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом, нет-нет-нет (пальцы щепоткой, киваем в стороны)
А чего вам? Нам конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)
Ворона
Вот ворона полетела, кар-кар (делаем руками движения, как будто крыльями машем, и ходим)
Вот она землю села, кар-кар (приседаем на корточки)
Поклевала-поклевала, кар-кар (делаем наклоны головы, как будто клюем)
Громко-громко закричала, кар-кар (встаем и снова машем крыльями)
Совушка-сова
Совушка-сова (руки положить на голову, покачать головой) -
Большая голова.
На суку сидела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону)
Головой вертела.
Во траву свалилася (уронить руки на колени,
В яму провалилася. (Убрать руки с колен и уронить их вниз вдоль туловища).

«Птичка»
Я пройдусь по лесам - (Изобразить деревья обеими руками)
Много птичек там. (Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки)
Все порхают, (Помахать руками, как крыльями)
Поют, (Изобразить двумя руками открывающиеся клювы)
Гнезда теплые вьют. (Сложить ладони в виде гнезда).

«Петушок»
Идет, идет петушок - (Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки)
Набок гребешок, (Указательный палец касается большого – получается «клюв». Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок»)
Красная бородка,
Костяная головка.

«Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

«Птичка»
Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке).
Вот тебе водичка! (Барабаним пальчиками по ладошке)
Вот тебе крошки на моей ладошке. (Стучим пальчиками по ладошке).



Комментариев нет:

Отправить комментарий